Дифференциальная машина Бэббиджа

Расходы на работу уже почти в 10 раз превысили отпущенную сумму, и завершить ее нужно было еще 16 лет назад. Никакой надежды на новое финансирования не было. И тем не менее изобретатель упорно продолжал свое дело. «Кто, имея хоть каплю здравого смысла, рассмотрев непревзойденную конструкцию дифференциальной машины № 1, может сомневаться, что ту же машину можно сделать гораздо проще?» — спрашивал он.


Однако тогда, в 1842 г., английское правительство проявляло меньше энтузиазма, чем сам изобретатель, Чарлз Бэббидж, и ни одного пени не согласилось дополнительно вложить в его работу. Доведенный до отчаяния Бэббидж так и не закончил свою машину и все же он вошел в историю как автор идеи создания компьютера. Теперь, когда до 200-й годовщины со дня рождения Бэббиджа осталось немногим менее трех лет, можно попытаться создать дифференциальную машину в том виде, в каком она была задумана изобретателем.


Сотрудники Музея наук в Лондоне заняты построением фрагмента счетного механизма по сохранившемуся описанию второго варианта, сделанного Бэббиджем. Как пояснил Д. Суэйд, ведущий специалист отдела вычислительных устройств музея, этот узел сможет складывать два двузначных числа (с переносом разряда). Музей намеревается построить дифференциальную машину Бэббиджа полностью, но для этого потребуется увеличить расходы с 200 до 500 тыс. фунтов стерлингов.


«Общепризнано мнение, что Бэббидж не смог завершить свою машину из-за ограниченных технических возможностей в то время», — сказал Суйэд. Но сам он считает, что Бэббиджу скорее помешали политические интриги, обстоятельства и его собственный характер, чем технические трудности при точном изготовлении сложных деталей машины. К тому времени, когда Бэббидж скончался в возрасте 78 лет, он был известен как человек эксцентричный, в течение долгого времени и с большой настойчивостью проводивший кампанию против шарманщиков.


Идея создания дифференциальной машины родилась примерно в 1812 г., когда Бэббидж начал мечтать о счетной машине, которая могла бы составлять точные математические таблицы. В придуманной им конструкции машины зубчатые колеса были пронумерованы и при суммировании соответствующие складываемым числам колеса должны были поворачиваться. Машину можно было настраивать на расчет различных численных рядов и полиномиальных уравнений; единственно, что требовалось, — это повернуть рычаг, чтобы получить готовый результат.


Построив небольшую демонстрационную модель, Бэббидж предложил английскому правительству сконструировать большую машину для составления навигационных таблиц. По его расчетам, на осуществление этого проекта должно было уйти не более трех лет, а расходы составили бы несколько тысяч фунтов стерлингов. Правительство субсидировало на эти цели 1500 фунтов стерлингов.


К середине 30-х годов прошлого века Бэббидж полностью погрузился в конструирование более сложной машины — аналитического устройства, программирование которого, по его замыслу, должно было осуществляться с помощью перфокарт. Но и эта машина не была построена по той причине, что Бэббидж занялся составлением чертежей второго варианта своей дифференциальной машины. Выделив изобретателю 17 тыс. фунтов стерлингов, правительственные чиновники все более убеждались в том, что его успех сомнителен, и при общем одобрении решили отказаться от дальнейшего финансирования проекта.


Понять Бэббиджа не просто. Хотя он и сделал уйму эскизов, подробно раскрывающих конструкцию второго варианта дифференциальной машины, он не счел нужным проставить на них размеры, указать допуски и материалы, из которых должны быть сделаны детали машины. (Суэйд предполагает, что в окончательном виде машина будет иметь длину 3 м, высоту 2 м и ширину около 0,5 м, а общее число деталей в ней составит несколько тысяч.) Хотя, по словам Суэйда, компьютерное моделирование узлов и деталей машины Бэббиджа сэкономило бы и время, и деньги, специалисты попытаются придерживаться той технологии построения машины, которая в свое время была доступна Бэббиджу.


«Сомнений в том, что эта машина будет работать, у нас почти нет», — заявил Суэйд, не уступая в энтузиазме самому Бэббиджу. Он полагает, что, если музею удастся собрать достаточную сумму денег, машина будет законечна к 26 декабря 1991 г., когда исполнится ровно 200 лет со дня рождения талантливого изобретателя. Мы предлагаем Европоддон без клейма по минимальным ценам в Казани

Похожие игры