Фильм «Иртыш — Караганда», часть 3

А между тем люди в кадре присутствуют: одни стоят у станка, другие управляют комбайном. Объектив кинокамеры иногда даже вплотную приближается к ним, но и такое приближенное «обозрение» случайно мелькнувших перед нами лиц ничего общего не имеет с подлинным вниманием к человеку. Оно равнодушно, слишком уж поспешно. Знакомства еще не происходит, а камера уже спешит куда-то дальше.



И пусть диктор приводит все новые и новые цифры, сообщает, к примеру, о том, сколько добывает за смену угля горный комбайн, — если он забывает при этом сказать о том, кто работает на этом комбайне, или о том, кто выходил эту овцу, давшую рекордное количество шерсти, экран оставляет нас равнодушными. Потому что в любом искусстве, в том числе и в документальном кино, познание мира интересно прежде всего познанием человека, его духовной сути.



По сути, фильм лишен какой-либо драматургии. Он легко распадается на отдельные куски, которые можно было бы монтировать в любом порядке. Естественно, что эффектно снятые отдельные планы не могут компенсировать отсутствие стройной мысли, не создают у нас последовательного нарастания интереса к кинорассказу. В картину вторгается схематизм, иллюстративность. А все это вместе взятое приводит к тому, что зритель лишается цельного впечатления, попадает в разреженную стихию информационной «обзорности», в поток сведений, каждое из которых само по себе значительно, но в целом не складывается в образ республики и потому не выводит нас из состояния пассивных наблюдателей. Тогда как мы хотели бы превратиться в активных соучастников развертывающегося повествования.



Такого рода упреки можно отнести и к ряду других документальных фильмов, тоже явно «отчетного» характера: «Пищевая промышленность Казахстана», «Легкая промышленность Казахстана», «Цветная металлургия Казахстана», «Казахстан строится». Все эти картины стремятся объять необъятное и во всех — рассказ о той или иной отрасли промышленности, о производственных мощностях носит как бы «неодушевленный» характер. Заводы и фабрики показаны не как продукт человеческого труда, а словно возникшие и работающие сами по себе. В этих лентах наиболее обнаженно проявилась иллюстративность — как известно, наиболее легко доступный метод отражения жизни в документальном кино.



А ведь мы только что убедились, что созданная в этом же жанре лента «Иртыш — Караганда», одухотворенная авторским замыслом, проникнутая человеческой теплотой, дыханием многих людей, стала художественно цельным, органически единым произведением искусства.



Тому есть примеры и в истории казахского документального киноискусства. Сегодня довольно большое количество людей обращаются за помощью в детективные агентства, с помощью которых удается решить массу проблем личного характера или связанных с деятельностью организаций. Поэтому и услуга детектив в Симферополе становится очень и очень востребованной среди разных категорий клиентов. Вместе с тем, появляется огромное количество детективных агентств или компаний, которые предлагают услуги частных сыщиков.

Похожие игры