Освоенность линий Северного морского пути и Северо-Западного прохода

Контраст между освоенностью морских торговых линий разителен. С тех пор как в 1906 г. Амундсен достиг берегов Аляски, всего лишь 43 судна полностью повторили его путь. Из-за нехватки мощных ледоколов, необходимых для навигации в полярных водах Америки, проход судов по этому маршруту возможен лишь в летние месяцы, не позже августа—сентября. В этот период линию в основном обслуживают сравнительно небольшие суда, доставляющие жидкое топливо и провиант жителям отдаленных поселений канадской Арктики.


Одно из крупных судов — сухогруз «Арктик» совершает несколько рейсов в год, перевозя цинк и свинец, добываемый в шахтах Навизивик (о. Баффинова Земля) и Полярис (о. Корнуоллис). В последние годы был осуществлен ряд экспериментальных перевозок нефти, добытой в восточной части на шельфе Бент Горн и в западной части шельфа Амаулигак в море Бофорта. Караван барж, перевозящий один раз в год нефтепромысловое оборудование, используемое на шельфах Аляски, проходит путем, идущим через Сиэтл, минуя, таким образом, непосредственно проход.


Совместный ледокольный флот США и Канады составляет лишь небольшую часть советского арктического флота. И, конечно, нет административного аппарата, ответственного за судоходство в Северо-Западном проходе, подобного как в Севморпути.


Чем же объясняются такие резкие отличия в масштабах и организации морского сообщения в этих двух арктических проходах? Множество взаимозависимых факторов объясняют коренное отличие в подходе к освоению упомянутых проходов. Без сомнения, не последнюю роль в данном случае играют природные факторы (например, конфигурация судоходных каналов и ледовая обстановка в обоих проходах). Но человеческий фактор, несомненно, имеет решающее значение. Учитывая вышеизложенное, я выделяю именно человеческий фактор и исследую в комплексе пять различных аспектов: юрисдикция, демография, политическая экономия, геополитика и культура.


Юрисдикция.


В то время как судоходство в Северо-Восточном проходе развивалось без особых коллизий под руководством советской администрации, юридический статус рассматриваемого Северо-Западного морского прохода стал одной из главных причин возникновения конфликта, противопоставившего Канаду ряду других государств во главе с США. В результате затянувшегося спора приходится время от времени проводить проверки (например, рейсы, совершенные «Манхэттеном» в 1969 г. и «Полар си» в 1985 г.), которые вызывают в Канаде однозначную реакцию в виде предъявления многочисленных исков. Парень послушай меня, хватит тормозить, знакомся с девченками которые любят секс по вебке так же как и ты, вливайся прямо сейчас.

Похожие игры