Рецензия на фильм «Властелин колец: Возвращение короля» (2003)

Обладатель четырех "Золотых глобусов" и 11 номинаций на "Оскар", собрав за первые три недели мирового проката 771 млн. долларов, что больше чем в 7 раз превышает бюджет последней серии трилогий. Сегодня же студия New line cinema продолжает собирать деньги, участники проекта получили очередные награды, режиссер Питер Джексон уже трудится над сценарием нового блокбастера, а люди продолжают смотреть это чудо 21 века.

Оценивать такое кино событие всегда сложно. Потому что на фоне заявлений про гениальность и неотразимость ленты возникает соблазн не поддаться массовому психозу и заявить что-то радикально противоположное. Итак, в любом случае оценка будет находиться под тем или иным влиянием: или положительная - ведь, всем понравилось, значит в фильме что-то есть, или критическое - не хочу быть как все, имею собственное мнение. Так же и восприятие такой оценки со стороны будет подчинено аналогичным принципам.

Лента добра, качественная, можно даже сказать - доброкачественная. Но такими и должны быть фильмы, иначе зачем вообще их делать. Главное отличие ее от других - это, конечно, масштабность. И главная заслуга Питера Джексона в том, что он на это осмелился и смог все реализовать. Кроме того, "Властелин колец" является ярким представителем сериального движения современного кинематографа. Кинопрокат, что переживает свое бурное возрождение, все больше опирается на наработанные телевидением приемы, и перед нашими глазами появляются "Матрицы", "Кол Бели" и "Властелин".

Не вдаваясь к надоевшим всем сравнениям с литературным произведением, или третьей части с предыдущими двумя, попробую определить параллели по характеру эмоционального воздействия в пределах упомянутой группы киносериалов.

На примере небольшой фокус-группы, можно примерно определить предпочтения определенных социальных групп и их реакции на фильм "Властелин колец".

Итак, самые горячие сторонники "Матрицы", воспринимают "Возвращение короля" без особого энтузиазма, часто выходят курить во время просмотра и жалуются на чрезмерную затянутость лирических сцен, хотя в "Матрице" эти сцены не менее отвратительно затянуты, и к тому же с неуместными диалогами. Они не пойдут смотреть ленту второй раз, как это было с "Матрицей", но возможно скачают на диск и, конечно, с нетерпением будут ждать "гоблинский" перевода. В свою очередь молодые художники - студенты и выпускники академий искусств - предпочтут затянутость "Кол Билла", и назовут ее более эстетичной и стильной.

И если Тарантино сознательно тянул резину, чтобы получить на выходе две серии, то, как известно, у Джексона таких проблем нет. Напротив, отснятого материала хватило бы на целых три серии вместо одного "Возвращение короля". И логичным даже для самых горячих сторонников Питера Джексона выдается небольшое сокращение длинных и нежных взглядов и страстных объятий героев-победителей за счет сохранения достаточно значимых сцен с Саруманом, которые многое объяснили. И до сих пор пачками продолжают поступать письма от фанатов, требующих возвращения Кристофера Ли (Сарумана) в ленту. Действительно, Сарумана так искусно вырезали из последней серии трилогии, что она даже получила номинацию на Оскар за монтаж.

Многих беспокоит мысль: ради чего это было сделано? Возможно, это был, как некоторые говорят, прием для расширения аудитории за счет любителей мелодрам. А, возможно, если вспомнить "трэшевое" и провокационное прошлое Джексона, это была очередная провокация, пародия, некий стеб, на который нужно реагировать если не громким смехом, то хотя-бы сдержанными улыбками, как это и делали многие в зрительном зале. В пользу этой на первый взгляд неправдоподобной версии говорят и другие более очевидные вещи: Гэндальф эффективно и не без удовольствия бьет Денетора своим волшебным посохом; маленький хоббит, несущийся в бой в одном седле с Эовин, так страстно говорит "Моя госпожа!", как буд-то сейчас начнется эротический фильм для любителей извращений; последний диалог Фродо и Бильбо: "А где-то кольцо, что я тебе дал когда-то? Я его потерял. Жаль, хотелось его еще раз подержать". А возможно, сосредоточенность на крупных планах лиц, длинная фиксация их застывшего выражения является следствием влияния восточного кинематографа, в котором эстетика кинопортретом имеет большое значение.

Но вернемся к социальным группам. Кажется, наиболее благодарной аудиторией окажутся инженеры-практики: строители, конструкторы, рационализаторы, как по образованию и основным родом деятельности, так и по состоянию души. Они будут наслаждаться и природными пейзажами и грандиозными декорациями и яркими батальными сценами, устойчиво воспринимать слезы в конце, прощая все и агрессивно реагируя на критику со стороны менее восторженных зрителей. Они обязательно пойдут на фильм еще раз и еще и потянут с собой своих родителей, старших братьев а, возможно, и бабушек. Относительно последних могу сказать, что они, конечно, будут благодарны за такое к ним внимание, но воспринят ленту без особого восторга. Ну и, конечно, романтики обязательно приобретут себе режиссерскую версию и саундтрек.

Общим у представителей всех групп и зрительских категорий есть упоминания как яркого момента боев за Элефант, так как отрицательного - пеший поход людей к Черным воротам. Меня также заинтересовало, что хотел сказать этим Джексон - то в них все лошади погибли в неравном бою с мамонтами, или они это сделали из солидарности с пешими орками? Во время же боя с "Элефант" не давала покоя мысль - как же то лошади не боятся тех монстров и послушно скачут прямо между их столбообразными ногами, ведь они, очевидно, видят такое чудо впервые? Но на это есть универсальный ответ - то все сказка и лошади сказочные. Впрочем, несмотря на сказку, многие представители сильного пола раскритиковали эпизод, где Эовин убила Назгуль вместе с его транспортным средством. Не верят они в это! Но это нормально, потому что упоминаемый эпизод, несомненно, предназначался женской аудитории, и, видите ли, ни одна женщина еще на это не пожаловалась и все восприняли как должное. И на международной арене вопрос гендерного равенства актуальный как никогда.

Что касается таких традиционных приманок для женщин как хорошие и мужественные мужчины, то они выглядели довольно противоречиво. С одной стороны - множество крутых парней, а с другой - ни одного такого, чтобы сравнялся по рейтингу с Киану Ривзом из "Матрицы". Король какой-то слишком интеллектуальный и правильный, хоббиты, во-первых, все время целуются между собой, а во-вторых могут спровоцировать у нормальной женщины только мысли о педофилии, а "душка" Леголас, хотя и действительно "душка", и общается преимущественно с гномом, интереса к женщинам не проявляет и вообще какой-то призрачный. Есть еще Фарамир тоже вполне симпатичный, но имеет нездоровый комплекс в отношении отца. Таким образом, получается что-то вроде ситуации, когда девушка 5 лет учится в сугубо мужском факультете, а женится в результате с парнем из филологического.

Впрочем, несмотря на неслыханно широкий диапазон аудитории "Властелина колец" в целом и "Возвращение короля" в частности, среди регулярных посетителей кинотеатров люди, которые до сих пор не посмотрели этот фильм и не очень стремятся это сделать.

То есть я хочу сказать, что, если вы по каким-то причинам не посмотрели третью часть "Властелина", это еще не причина для развития комплекса неполноценности. Просто по каким-то причинам вы не попали в зрительскую аудиторию этого фильма. Идите смотрите "Трудности перевода", "Последнего самурая", "Холодную гору" и "Тайную реку", что-то из этого обязательно должно понравиться.

Что же касается моих дальнейших отношений с "Возвращением короля", то, наверное, я подожду, когда представители наиболее благодарной категории получат режиссерскую версию, и с удовольствием посмотрю все это еще раз, но в более полном варианте. По инициативе Максима Полякова открылся приют для животных "Мурка"

Похожие игры